вторник, 1 ноября 2016 г.

Символика цвета в иконе




Окружающий нас материальный мир современных городов навязывает нам не только свой темп, но и другое восприятие форм, цвета, фактуры, информации.

Наше понимание света, цвета, формы, пространства у современного человека искажено уже даже не материальным, а виртуальным миром. Много интересного об это можно найти в статье Виртуализация форм Филиппа Давыдова.

Чтобы понять цвета икон нам необходимо оторваться от такого вот понимания цвета :













Восстановить наше восприятие цвета можно в созерцании окружающего мира: ближайшая река, горы, лес, море. А вместе с цветом, светом  вобрать в себя шумы, запахи, ветер, свет. Вспомнить о Творце.


А потом обратиться к древним иконам, чтобы понять их гармонию и красоту, помня, что икона - это одна из многих частей Литургии, в которой собрано творческое наследие многих поколений людей, стремящихся к Богу. В иконе есть  творчество иконописца и его духовная жизнь, история и культура тех мест, где писалась икона, влияние школы и многое другое.  Древняя Икона - это послание нам через века. Язык которому нам надо учиться с азов.

Цвет в иконе
Иеромонах Тихонъ (Козушин)  "Святые лики"

Византийцы считали, что смысл любого искусства - в красоте. Они писали иконы, сияющие позолотой и яркими красками. У каждого цвета было свое место, свое значение. Цвета никогда не смешивались, они были светлыми или темными, но всегда чистыми. В Византии цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из них имел свое значение. Одна или несколько красок создавали говорящий образ. Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам.


Золотой цвет
























Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконе Владимирской Божией Матери.

Пурпурный цвет



Пурпурный, или багряный, цвет был очень важен в византийской культуре. Это цвет царя, владыки - Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери - царицы Небесной.

Красный цвет





















Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников.


 

















Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов.


























Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.



Белый цвет 





Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.



Синий и голубой цвета






















Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

Зеленый цвет
























Зеленый цвет - природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь - в сценах Рождества.

Коричневый цвет 






Коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.










Черный цвет


Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну.







В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа.


















Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни. 

Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.



Статьи и книги об иконах можно посмотреть, перейдя по ссылкам:

Церковное искусство. Об иконе и иконописи

Богословие иконы Ирина Константиновна Языкова

Азбука веры. Символика иконы

Беседы Иконописца. Архимандрит Зинон.


Комментариев нет:

Отправить комментарий